К проекту «Медиакласс в ВШЭ» присоединилось больше тысячи учеников московских школ

Две лекции, практикум, занятие по подготовке собственных проектов для научной конференции – все эти насыщенные полезнейшей информацией события произошли в течение только одной недели в рамках проекта «Медиакласс в ВШЭ» Центра современных медиакоммуникаций Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Он стартовал в конце января, а к нему уже присоединилось более тысячи школьников - учеников медиаклассов московских школ. О том, что они узнали за прошедшую неделю – в нашем материале.

Медиакласс в ВШЭ

Медиакласс в ВШЭ
Пресс-служба ЦСМ НИУ ВШЭ

Рлу-рло-рла-рлэ… Пта-пто-пту-птэ… Дбгэ-бгдэ… Что это такое? Бессвязный набор звуков? Не совсем.

Это лишь небольшая часть речевой разминки телеведущего перед выходом в эфир. Известный журналист Первого канала Сергей Бабаев дал именно такое задание своим слушателям в самом начале практикума «Телерадиоведущий. Работа в кадре и радиостудии». Он состоялся 14 февраля в рамках проекта Центра современных медиакоммуникаций «Медиакласс в ВШЭ».

Специфика работы телеведущего

На свой практикум Сергей пришел сразу после болезни, но и в этот факт использовал для того, чтобы дать лучшее представление о профессии журналиста.

На самом деле, это тоже навык – никто ведь не освобождает от эфира из-за легкой простуды. Нужно в любом состоянии уметь собраться и выполнить свою работу. Если у вас чуть подсело горло, надо просто говорить тише. Даже тихий голос может быть вкрадчивым, вполне выразительным, - объяснял Сергей школьникам.

За полтора часа, которые продолжался практикум, ученики московских медиаклассов услышали огромное количество лайфхаков, советов, секретов теле- и радиоведущих. Например, что, пусть и подспудно, влияет на формирование образа ведущего. 

Прежде всего, это его искренность, правдивость, убежденность в том, что он говорит. Никакой нравоучительно интонации, надменности – только доброжелательность с искренним желанием поделиться той информацией, которая у тебя есть, - объяснял Сергей Бабаев. - И вообще, когда человек говорит спокойно, не торопясь, уверенно, ему всегда больше доверия. Это вам пригодится даже если вы не станете телеведущими. Любой экзамен, любое собеседование, даже дискуссия – всегда применимы эти качества.

Поговорили и об умение донести свои знания до аудитории. Сергей четко сформулировал задачу журналиста - «минимум слов, максимум смысла». Только это удержит зрителя у экрана и не заставит потянуться за пультом – «жутким для нас, ведущих, изобретением», объяснил Сергей.

Во время практикума школьники узнали, что такое диалогизация и интимизация речи применительно в работе в кадре и эфире, почему так важно поставленное дыхание и знание орфоэпии, как на восприятие ведущего телезрителем влияет его мимика и одежда…

«Мы подбираем команду лучших педагогов»

Выступление Сергея Бабаева перед школьниками предварила директор Центра современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Арина Шарапова. Она старается посетить каждую лекцию, каждый практикум этого курса.

В традициях Центра современных медиакоммуникаций ВШЭ – проводить фантастически интересные мастер-классы, лекции, семинары, - объяснила она. - Для работы со школьниками мы подбираем команду лучших педагогов. И очень хотим, чтобы ученики медиаклассов вышли в большой мир с новыми важными знаниями о медиа, о том, как пользоваться самыми разными инструментами, медиатехнологиями. Это пригодится им и в дальнейшем обучении, куда бы они ни поступили, и в обычной жизни.

Уже через день после своего первого практикума, - 16 февраля, Сергей Бабаев прочитал еще одну лекцию – «Работа в кадре. Лайфхаки успешного интервью». Занятие проходило в московской школе №1409. В ее актовом зале собралось более сотни учеников из разных учебных заведений.

На этот раз речь шла о контакте журналиста не только и не столько с людьми за кадром, сколько со своим собеседником.

К каждому человеку нужен отдельный подход. Вы же все разные. У каждого свои достоинства, свои недостатки. Важно человека прочувствовать. Понять в каком он настроении, он готов с вами откровенно разговаривать или нет, - делился Сергей Бабаев психологическими аспектами проведения интервью. 

Эмоции + интеллект

Тем, кто 16 февраля пришел в школу №1409 повезло вдвойне. Ведь они смогли услышать сразу двух спикеров. Вслед за Сергеем Бабевым свою лекцию «Эмоциональный интеллект и профессии медиа» прочитал Сергей Асташкевич – известный российский эксперт по исследованию и развитию эмоционального интеллекта.

Для многих ребят его выступление стало откровением.

Эмоциональный интеллект – это понимание своих и чужих эмоций, чувств, переживаний для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Когда эмоции – не враги, а друзья, помогающие в достижении цели. Ведь наша жизни лишь на 10% состоит из того, что происходит, и на 90% - из того, каким смыслом мы это происходящее наполняем, как реагируем, - объяснил Сергей Асташкевич своим слушателям.

Спикер объяснил понятие эмоциональной гигиены, рассказал, как развитие собственного эмоционального интеллекта помогает тем, кто решил работать в сфере медиа. Остановился на таких важных для любого журналиста личных качествах как коммуникабельность, креативность, стрессоустойчивость, умение работать в команде. И конечно, способность поставить свои эмоции и понимание чужих эмоций во благо выполнения собственных целей и задач.

О проекте «Медиакласс в ВШЭ»

«Медиакласс в ВШЭ» - это проект, разработанный специально для школьников 10-х и 11-х классов, участников программы «Медиакласс в московской школе».

На первом этапе преподаватели Центра современных медиакоммуникаций Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ проводят 20 лекций, мастер-классов, практикумов и семинаров по темам, максимально интересным ученикам медиаклассов.

Полное расписание занятий – на сайте проекта.

Школьники могут выбирать наиболее интересные им темы и спикеров. Но чтобы получить сертификат о прохождении программы, им нужно посетить не менее половины занятий.

В конце марте – начале апреля в рамках проекта «Медиакласс в ВШЭ» на базе Высшей школы экономики будет организовано несколько смен предпрофессиональных каникул. Это интенсивы продолжительностью 16 академических часов с глубоким погружение в конкретное направление журналистики, с проведение деловых игр, дискуссиями с участием экспертов в области медиа, практической работой.

Например, школьники смогут поработать в «Мастерской видеоконтента» – узнать, как создавать сценарий и сюжета видеоролика, снять его, адаптации для разных платформ, получить максимальный отклик на него от пользователей интернета.

Те школьники, которые хотят получить от преподавателей ВШЭ максимум знаний, занимаются под их руководством проектной деятельностью: готовят индивидуальный или групповой медиапроект, чтобы представить его на городской научно-практической конференции «Наука о жизни» (направление «Медиастарт»). Лонгриды, подкасты, фото-, видеорепортажи создаются в лабораториях Факультета креативных индустрий ВШЭ.

Проект «Медиакласс в ВШЭ» реализуется в рамках гранта Департамента образования и науки города Москвы. Он планирует охватить более полутора тысяч учеников московских школ.